Понедельник, 06.05.2024, 08:17
Приветствую Вас, Гость
Речевая готовность к школе

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ему предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

  Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

 1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

 2. Звуковая сторона речи.

 - правильно произносить все звуки речи;

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

 3. Функции языкового анализа.

   Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

 - делить слова на слоги;

 - уметь выделять все звуки в словах;

 - устанавливать последовательность звуков в слове.

 4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

 Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

 5. Грамматическая сторона речи.

 У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения:

 Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

 - употреблять различные предлоги;

 - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

 - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

 - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

 б) Навыки словообразования:

 Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

 6. Связная речь.

 Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

 Дети должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

 - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

 - рассказывать о пережитых событиях;

 - пересказывать содержание сказки, рассказа;

 - описывать окружающие предметы;

 - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

 Итак, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.

 

Задания  для развития речи детей

 1. Примерные задания для развития звукового анализа:

1)   придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

2)   отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;

3)   разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.

4)   назвать первый и последний звук в слове;

5)   подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

6)   добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);

7)   Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Примерные задания для развития языкового анализа:

1)   придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;

2)   придумать предложение с определенным количеством слов;

3)   увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);

4)   определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);

5)   поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Развитие слогового анализа:

1)   повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;

2)   определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;

3)   разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Примерные задания для развития лексики:

1)   развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);

2)   классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;

3)   отгадывание загадок;

4)   придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;

5)   объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Примерные задания для развития словообразования:

1)   назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.

2)   где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);

3)   назвать детенышей животных;

4)   назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Нарушение грамматического строя речи серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

1)   пересказ небольших текстов;

2)   рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;

3)   составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;

4)   составить рассказ по сюжетной картинке;

5)   составить рассказ по серии сюжетных картинок.