Воскресенье, 19.05.2024, 10:14
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Методическая копилка » Познавательное развитие

«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений»
17.10.2022, 21:22

Воспитатель Сычёва Елена Владимировна представила консультацию для педагогов на тему «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре.

 Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Именно поэтому выполняя программу по формированию у детей элементарных математических представлений, необходимо широко использовать  занимательный математический материал, развивающие игры, которые в наибольшей степени способствуют выявлению и реализации познавательных возможностей каждого ребенка.

 Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы)  «Танграм»«Волшебный круг»,«Колумбово яйцо»,  «Вьетнамскую игру».

Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного развития дошкольников.

  Применение палочек  Кюизенера  дают возможность формировать у детей комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным, развивают логическое мышление, обеспечивают получение знаний в процессе исследований. Играя с палочками Кюизенера ребёнок получает представления о составе числа, о величине, порядке, отношении операции над числами. их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития  смекалки и сообразительности, активности и самостоятельности.

 Первичные исследования : каждой палочке соответствует число, равное её длине, цвет обозначает число, палочки можно объединять в семьи.

Следующий этап- переходим к работе с игровым материалом и игровыми альбомами.

 Детям 2-4 лет можно предложить выкладывание простейших изображений: стул ,домик, цветочек. Выкладывание квадратов ,прямоугольников, ориентировка  на листе бумаги.

 Детям 4-7 лет предлагают упражнения в плоскостном и объёмном пространстве, используют палочки для освоения количественного и порядкового счета, состава числа из единиц, составления задач по моделям, кодирование, декодирование (цвет, число), моделирование многоугольников.  Выкладывание сюжетных картин по альбомам.

Следующая форма работы - игры с логическими блоками Дьенеша - которые позволяют:

- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов

- Успешно овладеть основами математики и информатики.

- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Логический материал представляет собой набор из 48 объемных геометрических фигур, различающихся  свойствами. Обязательное условие- кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см), на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием и без него.

 Использование "Логических блоков Дьенеша" позволяет создать условия для   формирования элементов сенсорной культуры, освоения знаковой культуры у детей ,начиная уже с 2-х летнего возраста.

В младшем дошкольном возрасте используют такие игры как "Угощение для медвежат"," Художники", «Воздушные шары» - развиваем  умение подбирать предметы одинакового цвета.

«Найди свой домик», " Магазин", "Художники"  - помогают развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур. Умение       детей      оперировать  полученными    знаниями   помогает в конструировании, аппликации, рисовании     по    образцу:   сначала путем      накладывания, а    затем самостоятельного   выкладывания.

С детьми старшего возраста  знакомятся с цветом, размером, формой, толщиной каждого блока.

Дети  упражняются:

-в замещении и кодировании свойств в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках;

- овладевают умением декодировать информацию о них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока – создают его своеобразную модель.

Педагог использует такие д/у, как  "Помоги зайчику найти нужный бочонок"," Где лежит подарок", затем задания на кодирование геометрических фигур через отрицание. (д/у "Живая вода", " Под каким кустом лежат ботинки")."Украсим елку бусами", "Архитекторы","Логический поезд".В работе с блоками обязательно используют игровые альбомы.

Настоящей находкой для образовательной деятельности с детьми являются развивающие игры В.В. Воскобовича, которые мобилизуют внимание, интерес, постепенно втягивают ребёнка в процесс решения задачи. Ребёнок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма и последовательности действий, анализа, осознания целей, поиска вариантов решений. Технология Воскобовича - это путь от практики к теории.

Вот несколько из них:

Игра "Геоконт"- развивает сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей).

 " Квадрат Воскобовича"- знакомит детей  с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

" Чудо-головоломка"- двухлетний ребенок научится собирать целые крестики из частей, различать цвета и сравнивать размеры деталей.

Таким образом, использование игр-головоломок" Танграм","Колумбово яйцо", развивающих игр на основе технологий: Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша, разнообразило процесс развития познавательных способностей детей  нашей группы и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети научились видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия, отстаивать своё мнение, стали  инициативными и самостоятельными  в получении новых знаний.

Я.А.Коменский говорил про детей:«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им на формы игры».

  Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 
Категория: Познавательное развитие | Добавил: Анна
Просмотров: 2213 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]